Если вы занимаетесь бизнесом и продаете что-то физическое, будь то одежда, бытовая химия или корма для животных, то маркетплейсы для вас – незаменимый способ выйти на действительно большую аудиторию и значительно увеличить продажи.
Маркетплейс в переводе с английского дословно означает «место продажи». Это площадка в интернете, которая сводит вместе продавцов и покупателей, предоставляя первым огромное количество потенциальных клиентов, а вторым – широчайший ассортимент всевозможных товаров. Всем известные Wildberries или Ozon – это и есть маркетплейсы.
За и против выхода на маркетплейс
У продаж через маркетплейсы, как и в любом другом деле, есть свои плюсы и минусы, и их немало.
Среди главных положительных сторон выделим:
- cамое очевидное – аудитория, которая исчисляется миллионами человек;
- вы получаете готовый интернет-магазин, ведь маркетплейс уже все сделал за вас: карточки товаров нужно лишь заполнить актуальной информацией, процедуры заказов и оплаты полностью автоматизированы. Вам не нужно вкладываться в разработку своего сайта;
- многие маркетплейсы предоставляют внутреннюю аналитику. Вы получаете возможность анализировать спрос миллионной аудитории, менять под него свой ассортимент и продавать больше;
- частичное продвижение за счет маркетплейса. Маркетплейсы рекламируют себя сами, они же организовывают акции и распродажи, занимаются интернет-маркетингом. При этом бизнес при необходимости может сам дополнительно продвигаться на платных условиях, приобретая у маркетплейса баннеры, визуально выделяя свои товары среди других похожих и так далее;
- если нужно, маркетплейс может сам заниматься доставкой и возвратом ваших товаров, а также работать с жалобами. Ну, а если вам удобнее делать все это самостоятельно – то такой формат взаимодействия тоже возможен. Все на ваш выбор.
Теперь обратим внимание на некоторые минусы:
- очень высокая конкуренция. Вам придется сражаться за покупателя с огромным количеством продавцов. Придется предлагать более интересные цены, скидки, быструю доставку, качественные фото и описания товаров. С другой стороны, конкуренция – двигатель торговли, и на этот фактор можно смотреть, как на плюс;
- маркетплейс принимает вас к себе не бесплатно, а за комиссию. Она может составлять от нескольких процентов и достигать трети от ваших продаж;
- помимо комиссии, придется платить за хранение, доставку, отмену заказов, возможны штрафы за неправильную упаковку и иные нарушения. Нужно быть готовым к значительному количеству дополнительных платежей;
- хотите вы этого или нет, но время от времени вам придется участвовать в акциях маркетплейса и предоставлять очень существенные скидки на товары.
На какие условия маркетплейса обратить внимание?
Маркетплейсов в Беларуси немало. Среди них – Wildbеrries, Ozоn, Onliner, Emall и другие площадки. Общая схема сотрудничества будет похожа у всех, но есть ряд нюансов, которые могут сильно отличаться и влиять в том числе на рентабельность вашего бизнеса.
Итак, обязательно обратите внимание на:
- комиссия с продаж. На популярных площадках она колеблется от 4 до 25%, при этом могут быть установлены разные размеры комиссии для разных категорий товаров. Проверяйте свой;
- штрафы – за что их берут, в каких размерах и легко ли их оспорить. По поводу оспаривания лучше послушать отзывы опытных продавцов. Штрафы могут взимать за нарушение сроков отгрузки товара, несоответствие габаритов, неправильную упаковку и прочее;
- сроки поступления средств на счет продавца. Деньги могут приходить в течение нескольких дней после каждой продажи, или, к примеру, перечисляться за все продажи раз в неделю или две;
- условия хранения и доставки на маркетплейсе. Тут могут быть разные варианты: хранением и доставкой занимается продавец; хранением и доставкой занимается маркетплейс; либо же хранение у продавца, а доставка – со стороны маркетплейса. Крупные площадки предлагают на выбор несколько вариантов. Конечно, если маркетплейс будет оказывать услуги хранения и доставки, за это придется платить – обращайте внимание на тарифы;
- стоимость регистрации на площадке. Где-то это бесплатно, а где-то придется заплатить – обычно не более 100 долларов в эквиваленте.
Пять шагов для начала продаж через маркетплейс
Базовый сценарий выхода на маркетплейс включает в себя следующие шаги:
Шаг 1. Выберите один или несколько маркетплейсов, условия которых выглядят для вас наиболее привлекательными.
Шаг 2. Зарегистрируйте ваш бизнес официально. Обратите внимание, что не все маркетплейсы готовы работать с самозанятыми. Вероятно, вам потребуется ИП или ООО.
Шаг 3. Подайте заявку на регистрацию вашего магазина на маркетплейсе. В анкете нужно будет предоставить юридическую информацию о вашей компании, сведения о товарах, которые вы продаете и другие базовые сведения.
Шаг 4. Примите условия публичной оферты маркетплейса, тем самым подтвердив заключение договора с маркетплейсом с вашей стороны. После этого начнется процедура проверки вашей заявки, она может занять несколько дней.
Шаг 5. Создайте карточки товаров и заполните их необходимыми сведениями. Потребуются фотографии товаров и их подробное описание. Чем больше полезных сведений вы предоставите потенциальным покупателям – тем выше вероятность продать. На этом, в общем-то, всё.
Продавайте! Меняйте ассортимент и цены, работайте с отзывами, анализируйте продажи, платите налоги – одним словом, занимайтесь стандартными вопросами бизнеса, который торгует в розницу. Начало продаж на маркетплейсах требует тщательной подготовки и внимания к деталям.
Несмотря на ряд минусов, это прекрасный способ увеличить продажи и быстро выйти на большую аудиторию. Желаем вам успехов!