Стремительно развивающиеся технологии уже давно не удивляют автолюбителей. Многие опции кажутся само собой разумеющимися и не являются признаком роскоши. Если раньше стеклоподъёмник считался недосягаемой мечтой и предметом зависти, то сегодня комплекс электронных ассистентов входит в комплектацию любой машины, выезжающей с конвейера. О каких электронных помощниках идет речь? Рассказываем в нашем материале.
Безопасность и комфорт
Электронные системы в автомобиле играют важную роль в защите водителя и пассажиров от возможных аварийных ситуаций. Помимо этого, использование таких технологичных опций повышает комфорт и снижает напряжение водителя на дороге.
По оценкам специалистов, электронные помощники смогут спасти около 7300 жизней в Европе к 2030 году, значительно повысив безопасность на дорогах. Доверяя ассистентам, не забывайте контролировать их работу. Ни одна система не является идеальной — водителю необходимо постоянно быть включенным в управление автомобилем.
Из всего многообразия мы выбрали самые полезные и доступные для рядового автолюбителя электронные помощники.
Адаптивный круиз-контроль
Впервые адаптивный круиз-контроль протестировали в автомобиле Mercedes в 1997 году. Эта система пришла на смену обычному круиз-контролю и используется как поддержка в городе или на трассе для поддержания выбранной скорости. Водитель может на некоторое время "забыть" о педалях.
С помощью радаров и камер ассистент измеряет расстояние до препятствий и, при необходимости, притормаживает. Включается на скорости более 50 км/ч.
Однако владельцы авто с адаптивным круиз-контролем и автопилотом могут вести себя менее осторожно, чаще превышая скорость и отвлекаясь, уверенные в идеальной работе умных помощников.
Система удержания полосы движения
Эта опция не освобождает водителя от необходимости принимать решения. Система автоматически распознает разметку дорожного полотна и удерживает автомобиль в пределах полосы. Если на высокой скорости машину уводит в сторону, на дисплее отображается предупреждение, а водитель ощущает вибрацию руля. Датчик за внутренним зеркалом постоянно отслеживает условия движения. Обычно, система активируется при скорости выше 65 км/ч.
Существует три вида систем:
- Предупреждение о выезде из полосы — сигнализирует, если машина уклонилась в сторону.
- Опция удержания полосы — вмешивается в работу руля при опасном приближении к разметке.
- Система центрирования полосы — совместно с адаптивным круиз-контролем активно подруливает, удерживая машину в центре полосы.
Однако, электроника не работает на дорогах со стёртой разметкой, а замена лобового стекла может привести к системным ошибкам и нарушению калибровки камер.
Ассистент контроля бдительности
Emergency Assist — ассистент аварийной остановки, частично берет на себя управление автомобилем в экстренной медицинской ситуации. Это дополнительная функция системы движения по полосе. Ассистент следит за работой руля и, если водитель неактивен, принимает управление.
Кроме того, ассистент:
- предупреждает о потенциальной опасности других участников движения;
- затормаживает автомобиль до полной остановки;
- выполняет аварийный вызов помощи.
Для активации ассистента необходимы адаптивный круиз-контроль и ассистент движения по полосе.
Система ночного вождения
С помощью этой системы водителю легче управлять автомобилем в темноте или при плохой видимости. Ассистент определяет опасные объекты, расстояние до них и выдает предупреждения. Люди, крупные животные и встречные автомобили будут отображаться на цифровой панели.
В автомобилях разных марок используют различные системы:
- Пассивные системы захватывают тепловое излучение объектов с помощью тепловизора.
- Активные системы используют инфракрасный свет, встроенный в автомобиль, освещая дорог.
Однако, сосредоточенность на мониторе может привести к "слепоте" и потере внимания к ситуации перед машиной.
Система автоматической парковки
Функцию автопарковки впервые опробовала компания Volkswagen 10 лет назад. Ассистент работает просто: достаточно выбрать нужное место, и автомобиль самостоятельно припаркуется. От старта до завершения маневра помощник полностью управляет процессом, с минимальным вмешательством водителя.
Система распознает параллельную и поперечную парковку, обрабатывает данные, а ультразвуковые датчики определяют расстояние до препятствий. Однако система все еще несовершенна: она может запарковаться криво, критически близко к соседней машине или не заметить низкий столбик.
***
Эти и другие электронные помощники, несмотря на их технические возможности, не несут ответственности за свои действия. Помня об этом, не теряйте бдительность: ваши глаза должны быть открыты, ноги — на педалях, руки — на руле.