С 23 апреля 2025 года в Беларуси вступает в силу указ №108 «О страховании». Одно из ключевых нововведений — увеличение лимита страхового возмещения по европротоколу: теперь участники ДТП смогут рассчитывать на компенсацию до 150 базовых величин (на сегодняшний день это 6 300 рублей или около 1 800 евро). До этого лимит составлял лишь 800 евро,
На фоне этих изменений давайте разбираться, какие задачи решает европротокол и каких ошибок стоит избегать при его заполнении.
Кому доступен европротокол?
В 2010 году в Беларуси появилась возможность оформлять дорожно-транспортные происшествия по упрощенной процедуре - европротокол. Такой способ помогает экономить время, не привлекать к процессу автоинспекторов и получать полноценные страховые выплаты. Сумма ущерба изначально равнялась 200 евро, а спустя 15 лет - увеличилась в 6 раз.
Итак, оформить ДТП без вызова ГАИ можно только при соблюдении нескольких условий:
- Никто из участников не пострадал.
- Обе стороны согласны с обстоятельствами происшествия.
- Виновен один из водителей, и в этом нет разногласий.
- У обоих есть действующая страховка.
- Ущерб укладывается в установленный лимит (с 23 апреля — 150 базовых величин или около 1800 евро).
Казалось бы, всё просто. Но на практике водители всё ещё часто совершают ошибки, из-за которых могут остаться без страховой выплаты. Вот 6 самых частых ошибок которые стоит иметь в виду.
Первая ошибка: не учитываются скрытые повреждения
После столкновения водители оценивают видимые дефекты и часто спешат оформить европротокол. Но, к сожалению, не всегда замечают повреждения под капотом, сзади автомобиля или внутри бампера. Радиаторы, фары, датчики и другие элементы могут пострадать даже при незначительном ударе. Поэтому если машина повреждена сильнее, то пострадавшая сторона сможет получить лишь максимальную сумму компенсации по европротоколу, то есть 1800 евро.
Совет: осматривайте машину со всех сторон и не торопитесь с оформлением. Если есть сомнения — лучше вызвать сотрудников ГАИ.
Вторая ошибка: дописывания в бланке после его разъединения
Некоторые участники ДТП, уже подписав протокол, замечают дополнительные повреждения и решают вписать их в свою копию. Это большая ошибка. Любые изменения после подписания и разъединения бланков могут расцениваться как мошенничество. Страховая вправе провести проверку, а в отдельных случаях — передать дело в правоохранительные органы. Это как раз тот случай, когда 7 раз нужно отмерять и один отрезать.
Совет: ничего не дописывайте после разъединения бланков. Все повреждения фиксируйте сразу и только до момента подписания.
Третья ошибка: подпись «за того парня»
Иногда потерпевший или виновник, оформляя европротокол, по невнимательности или из «удобства» подписывает обе части бланка. Или забывает заполнить важные поля — например, про наличие пострадавших.
Неполный или некорректно оформленный европротокол — частая причина отказа в выплате.
Совет: оформляйте каждый свой бланк самостоятельно, не подписывайтесь за другого участника. Проверяйте, чтобы все поля были заполнены корректно.
Четвертая ошибка: документы виновника никто не проверяет
Даже если виновник признает свою вину, это не освобождает потерпевшего от необходимости убедиться в наличии у того водительского удостоверения и действующего страхового полиса. Без этих документов оформление европротокола невозможно. А если позже выяснится, что страховка просрочена — деньги никто не выплатит.
Совет: обязательно проверьте документы второго участника ДТП — особенно срок действия полиса и удостоверения.
Пятая ошибка: неуплата второй части страховки
Бывает, что водитель оформляет страховой полис с рассрочкой, оплачивая только первую часть. Через полгода он забывает (или не хочет) внести оставшуюся сумму. Формально такой полис становится недействительным, и вся ответственность за аварию ложится на виновника. А вот потерпевший — может остаться без компенсации.
Совет: уточните у виновника, полностью ли он оплатил страховку. Если у вас возникли сомнения — оформляйте происшествие с участием ГАИ.
Шестая ошибка. Автомобили должны быть зарегистрированы в РБ
Оформить европротокол можно только в случае, если оба транспортных средства зарегистрированы на территории Республики Беларусь. Это правило действует независимо от гражданства водителей или наличия полисов. Если хотя бы один автомобиль зарегистрирован в другой стране, 100% необходимо вызывать ГАИ.
***
Никто из нас не застрахован от непредвиденных ситуация на дороге. Европротокол — удобный инструмент для быстрого и упрощенного оформления ДТП, но только при грамотном подходе. Сейчас, когда лимит компенсации будет значительно увеличен, важно соблюдать все правила и быть внимательными. Удачи на дорогах