Отправить заявку

Заявка
на лизинг

Наш сотрудник свяжется с вами, чтобы обсудить условия и ответить на ваши вопросы

mark Имя
mark Контактный телефон

Я соглашаюсь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с условиями соглашения

Заполните все поля и чекбокс

Заявка отправлена

Спасибо за заявку!

В ближайшее время с вами свяжется менеджер Компании.

День Босса. Лидер или руководитель: в чем разница?

От управленческой модели зависит успех компании. В одной — работа спорится и даёт крутые результаты, в другой — сотрудники находятся в состоянии полного безразличия или уже разрабатывают план побега.

Кто нужен для организации высокой вовлечённости персонала: правильный босс или вдохновляющий лидер? Это вечный вопрос, который можно отнести к философским.

В преддверии Дня Босса (National Boss's Day) попробуем найти "золотую середину", понять, в чем разница между лидером и руководителем и совместимы ли эти два понятия на практике.

Босс всегда прав

 Начнём с того, что босс — это должность. Человек на этой позиции юридически и материально ответственен, контролирует и руководит работой подчинённых. Он действует так, будто у него в руках пульт управления миром. Ставит цели, принимает решения, обеспечивает выполнение задач и несёт ответственность за всё, что происходит в компании. Это не только про руководство, но и про иерархию.

 Надо понимать, что любой прокол шефа грозит "сбоем всей матрицы" и проблемами для компании. И такой босс не всегда бывает лидером.

Характеристики шефа:

  • Нацеленность на результат
  • Готовность быстро реагировать на изменения
  • Авторитарный подход к управлению
  • Ограниченная поддержка развития сотрудников
  • Взаимодействие с подчинёнными направлено на решение задач и оценку производительности
  • Умение управлять временем

Ему важен работник, который занимается своим делом и выполняет свои функции в общем механизме. Например, условный Юрий — начальник отдела. Он занят текущими показателями и "операционкой". Ему нет дела до проблем сотрудников и коллектива. В этом случае он — только руководитель, но никак не лидер.

Вожак? Наставник?

Лидер — это чаще всего человек "духовно" ответственный. Он вдохновляет и направляет команду на достижение общих целей. Его авторитет и уважение заслужены действиями и личными качествами, а не должностью. Такой лидер не всегда бывает боссом. Его можно найти среди рядовых сотрудников, возможно, с кружкой кофе в зоне отдыха, обсуждающим стратегию выполнения недельного плана.

Характеристики лидера:

  • Ответственность и надёжность
  •  Дальновидный взгляд и чёткое видение будущего
  • Эмоциональный интеллект
  • Командный игрок
  • Способность к обучению и личностному росту 

Отличительной чертой эффективного лидерства является готовность служить другим. 

Например, условная Анна работает старшим менеджером и решает вопросы клиентов. Она профессиональна в рабочих задачах, не безразлична к проблемам коллег и всегда готова помочь. Сотрудники обращаются к ней за советом. В такой роли Анна — лидер.

Управление vs Лидерство

Очевидно, что два варианта характеристик будут определять различные стили взаимодействия с командой и влиять на сотрудников по-разному.

1. Коммуникация: командует / влияет 

  • Шеф общается однонаправленно, директивно, передавая указания и требования. Подчинённые обязаны их выполнить.
  • Лидер стремится к двусторонней коммуникации, поощряя обсуждения и обратную связь. Люди следуют за ним по собственной воле.

2. Мотивация: объясняет / вдохновляет

  • Босс диктует инструкции сверху вниз и требует соблюдения правил для достижения целей.
  • Лидер оказывает поддержку и принимает решения совместно с командой. 

3. Решения: делегирует задачи / делегирует полномочия

  • Руководитель принимает решения единолично. Ключевые задачи должны быть выполнены.
  • Лидер работает коллективно, формируя долгосрочное видение команды. 

4. Взаимоотношения: выше команды / часть команды

  • Босс поддерживает дистанцию и субординацию с подчинёнными.
  • Лидер выступает как равноправный участник команды.

Тандем вдохновителя и контролёра

Теория показывает однобокость двух вариантов. Лидер представлен как "смартфон", всегда обновляемый, а босс — как "швейцарские часы": точные, надёжные, но без новых модных функций. Объединив сильные стороны каждого, можно добиться успешного руководства — баланса между умением контролировать и вдохновлять.

Например, Иван Иванович — директор небольшой фирмы. Чтобы сохранить работоспособность команды, он знает, когда и с кем надо включить босса, а когда — лидера. Он поощряет сотрудников к обучению и создаёт гармоничную рабочую среду, где каждый чувствует свою ценность и поддержку.

Как стать универсальным руководителем?

Чтобы достичь этого уровня, важно развивать следующие аспекты:

  1. Эмоциональный интеллект — умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других.
  2. Коммуникация — лидер умеет слушать и высказывать свои мысли.
  3. Командное поведение — демонстрация личного примера.
  4. Постоянное развитие — обучение и совершенствование своих навыков и навыков команды.

16 октября — отличный повод вспомнить, что руководитель — это профессия с большой ответственностью за каждый шаг, каждое слово и за благополучие своих сотрудников.