От управленческой модели зависит успех компании. В одной — работа спорится и даёт крутые результаты, в другой — сотрудники находятся в состоянии полного безразличия или уже разрабатывают план побега.
Кто нужен для организации высокой вовлечённости персонала: правильный босс или вдохновляющий лидер? Это вечный вопрос, который можно отнести к философским.
В преддверии Дня Босса (National Boss's Day) попробуем найти "золотую середину", понять, в чем разница между лидером и руководителем и совместимы ли эти два понятия на практике.
Босс всегда прав
Начнём с того, что босс — это должность. Человек на этой позиции юридически и материально ответственен, контролирует и руководит работой подчинённых. Он действует так, будто у него в руках пульт управления миром. Ставит цели, принимает решения, обеспечивает выполнение задач и несёт ответственность за всё, что происходит в компании. Это не только про руководство, но и про иерархию.
Надо понимать, что любой прокол шефа грозит "сбоем всей матрицы" и проблемами для компании. И такой босс не всегда бывает лидером.
Характеристики шефа:
- Нацеленность на результат
- Готовность быстро реагировать на изменения
- Авторитарный подход к управлению
- Ограниченная поддержка развития сотрудников
- Взаимодействие с подчинёнными направлено на решение задач и оценку производительности
- Умение управлять временем
Ему важен работник, который занимается своим делом и выполняет свои функции в общем механизме. Например, условный Юрий — начальник отдела. Он занят текущими показателями и "операционкой". Ему нет дела до проблем сотрудников и коллектива. В этом случае он — только руководитель, но никак не лидер.
Вожак? Наставник?
Лидер — это чаще всего человек "духовно" ответственный. Он вдохновляет и направляет команду на достижение общих целей. Его авторитет и уважение заслужены действиями и личными качествами, а не должностью. Такой лидер не всегда бывает боссом. Его можно найти среди рядовых сотрудников, возможно, с кружкой кофе в зоне отдыха, обсуждающим стратегию выполнения недельного плана.
Характеристики лидера:
- Ответственность и надёжность
- Дальновидный взгляд и чёткое видение будущего
- Эмоциональный интеллект
- Командный игрок
- Способность к обучению и личностному росту
Отличительной чертой эффективного лидерства является готовность служить другим.
Например, условная Анна работает старшим менеджером и решает вопросы клиентов. Она профессиональна в рабочих задачах, не безразлична к проблемам коллег и всегда готова помочь. Сотрудники обращаются к ней за советом. В такой роли Анна — лидер.
Управление vs Лидерство
Очевидно, что два варианта характеристик будут определять различные стили взаимодействия с командой и влиять на сотрудников по-разному.
1. Коммуникация: командует / влияет
- Шеф общается однонаправленно, директивно, передавая указания и требования. Подчинённые обязаны их выполнить.
- Лидер стремится к двусторонней коммуникации, поощряя обсуждения и обратную связь. Люди следуют за ним по собственной воле.
2. Мотивация: объясняет / вдохновляет
- Босс диктует инструкции сверху вниз и требует соблюдения правил для достижения целей.
- Лидер оказывает поддержку и принимает решения совместно с командой.
3. Решения: делегирует задачи / делегирует полномочия
- Руководитель принимает решения единолично. Ключевые задачи должны быть выполнены.
- Лидер работает коллективно, формируя долгосрочное видение команды.
4. Взаимоотношения: выше команды / часть команды
- Босс поддерживает дистанцию и субординацию с подчинёнными.
- Лидер выступает как равноправный участник команды.
Тандем вдохновителя и контролёра
Теория показывает однобокость двух вариантов. Лидер представлен как "смартфон", всегда обновляемый, а босс — как "швейцарские часы": точные, надёжные, но без новых модных функций. Объединив сильные стороны каждого, можно добиться успешного руководства — баланса между умением контролировать и вдохновлять.
Например, Иван Иванович — директор небольшой фирмы. Чтобы сохранить работоспособность команды, он знает, когда и с кем надо включить босса, а когда — лидера. Он поощряет сотрудников к обучению и создаёт гармоничную рабочую среду, где каждый чувствует свою ценность и поддержку.
Как стать универсальным руководителем?
Чтобы достичь этого уровня, важно развивать следующие аспекты:
- Эмоциональный интеллект — умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других.
- Коммуникация — лидер умеет слушать и высказывать свои мысли.
- Командное поведение — демонстрация личного примера.
- Постоянное развитие — обучение и совершенствование своих навыков и навыков команды.
16 октября — отличный повод вспомнить, что руководитель — это профессия с большой ответственностью за каждый шаг, каждое слово и за благополучие своих сотрудников.